Меню
Контакты
/812/ 377-13-84 
8 /921/ 644-88-02 
Наталья Анатольевна 
/руководитель питомника,
ветеринарный врач,
клейматор/

8 /905/ 215-42-80
Татьяна Сергеевна
/ветеринарный врач/
bullika@mail.ru
Форма входа
Категории
Посетители
free counters
Главная » Файлы » Выращивание щенка » Воспитание и дрессировка

"ЮНЫЙ ДРЕССИРОВЩИК" ЛИДИЯ ИВАНОВНА ОСТРЕЦОВА - 4
2011-11-02, 3:45 PM
Собаки снимаются в кино

На ленинградской киностудии готовились снимать фильм для детей по сказке Николая Носова «Барбос в гостях у Бобика». Мне предложили заняться дрессировкой комнатных собак для этой картины.  Я очень волновалась,  так как не занималась этим уже много лет. 
Пользоваться цирковыми собаками не хотелось:  думали,  что они начнут играть в давно заученной манере. Решено было искать «свежих артистов». Дали объявление по радио.
В назначенный день и час по проспекту Майорова вытянулась огромная очередь желающих снимать своих собак.  Кого там только не было!..  Старушки в старомодных шляпках,  державшие в сумках трясущихся голых собачек с выпученными глазами,  дети со шпицами и пуделями,  сеттерами или овчарками.  Приводили болонок и пекинских собачек,  которые ходили на задних лапках, пренебрежительно поглядывая в нашу сторону.
Были даже собаки из пригорода, снятые прямо с цепей. Лохматые и страшные, они лаяли сиплыми голосами.
Приводили и очень хорошо обученных маленьких собачек,  но все они работали приниженно и не обладали обаянием, которое мы так искали.
Две собаки особенно памятны мне. Одну привел шофер грузовой машины — мрачный
детина огромного роста.  Говорил он отрывисто и грубо,  однако,  как только обращался к собаке,  голос его становился тихим и ласковым.  Собака была идеально выдрессирована и с
большим старанием выполняла сложнейшие трюки. Но она была уже преклонного возраста, и поэтому мы не могли ее взять.
Вторую собаку, рыженькую, очень худую, но полную изящества, привел бывший циркач. Это была настоящая нищенка.  Она танцевала все время без всяких команд,  вымаливая
лакомство. Два дня мы занимались отбором собак. На роль дворового Барбоса мы так и не нашли нужной нам дворняжки, а на роль Бобика приискали очень милого лохматого песика Мишку,
который и снимался в этой картине.  На роль дублера Бобика взяли еще одну симпатичную болонку — белую с черными пятнами — по кличке Пим.
Нельзя сказать, что наш главный герой Мишка очень хотел трудиться, он больше играл на своем обаянии,  любил позировать,  мог подолгу служить,  садиться на стул или в кресло, 
принимая очаровательные небрежные позы,  укладываться на коленях,  милостиво предлагая свой живот.Меня Мишка подкупил тем, что, боясь потеряться на студии, где кругом много народа, 
хватался за край халата и так шел со мной. Получалось — вроде он меня на поводке ведет.
Эту овчарку знают многие ребята. Бриг часто снимается в фильмах, выступает в школах и кинотеатрах. Ну и конечно, он — участник добровольной народной дружины, помогает поддерживать порядок на улицах города.
При дрессировке выяснилось,  что Мишка не может ходить на задних лапах,  а следовательно,  не может и танцевать.  В молодости пес получил сильные ушибы спины и конечностей.
Таким образом,  танцевать должен был Пим.  Когда Пима стали обучать танцам,  то
оказалось,  что он прирожденный танцор.  Пес танцевал с большим вдохновением,  быстро и
легко схватывал новые движения,  с большой охотой репетировал.  У него была прямо-таки страсть к танцам. Но Пим был обидчив и капризен. На репетиции со всеми собаками начинать
нужно было непременно с него, а не то он обижался и работал уже вяло, с надутой мордашкой.  Особенно старался пес, если были посторонние зрители.
К нам часто заглядывали на репетиции актеры и другие работники студии. Танцуя, Пим внимательно следил за командами,  но умудрялся в это же время посмотреть и на зрителей,  чтобы проверить впечатление.  Он очень не любил,  когда над ним смеялись.  Приходилось каждый раз предупреждать, что свое умиление нельзя выражать смехом. Стоило кому-нибудь
засмеяться,  как Пим резко обрывал танец и,  опустив хвост,  прятался в угол.  Поднять его настроение после этого было трудно — пес не шел даже на зов.
Пим за свое обаяние и артистичность стал вскоре общим любимцем.
Через полтора месяца непрерывных тренировок пес стал виртуозным танцором.  Но сниматься в фильме ему все-таки не пришлось. Чтобы Пим мог дублировать в танцах Мишку, 
его необходимо было покрасить, тем более что фильм был цветной. Перекрашивать пса нам не
разрешила хозяйка.  Так и пришлось расстаться с маленьким танцором и заняться срочно поисками новой собаки.
Времени на поиски у нас совсем не было, и поэтому собаку искали все и везде. Поехали наши режиссеры и художники за город выбирать натуру.  В Зеленогорске,  у вокзального
буфета,  увидели привязанного к столбу маленького,  лохматого пса.  К этому времени
работники киногруппы уже стали бывалыми собачниками,  поэтому,  не смущаясь,  отвязали
собаку и предоставили ей возможность показать хозяина. Отыскав хозяина, сговорились с ним о продаже собаки, узнали, что зовут пса Чарли, посадили будущего артиста в машину и увезли
в Ленинград.
Режиссерам не терпелось похвастаться удачей и показать собаку мне.  На меня Чарли произвел неприятное впечатление:  очень некрасивый,  с отталкивающей мордой:  у него был
перекус —  нижняя челюсть резко выступала вперед,  обнажая зубы,  а темные недоверчивые глаза смотрели на всех с нескрываемой злобой. Нужно учесть, что псу было уже пять лет и за эти годы он немало перенес.
С собаками Чарли знакомства заводить не стал,  забрался в отведенный ему угол,  пододвинул ближе к себе миску, коврик и, прежде чем улечься, оскалил зубы и зарычал. Всем стало все ясно —  собаки потеряли к нему всякий интерес, а место его обходили сторонкой. 
Сразу же мы начали брать Чарли на репетиции,  чтобы как-то возбудить в нем интерес к
занятиям, но пес считал, что учиться ему уже поздно.
Угрюмый,  плелся он,  опустив голову,  а как только начинали работать,  забирался под стул и демонстративно отворачивался от нас.
Каждой собаке хотелось,  чтобы работать начали с нее,  и на того,  кому выпадало быть первым,  потом все накидывались и выдавали небольшую трепку.  Чарли презирал всю эту возню.
Каждый день — утром и вечером — репетиции. Две недели мучил нас пес, а результатоввидно не было.
Я по-прежнему не испытывала к нему ни сочувствия,  ни симпатии.  Меня Чарли раздражал своим упрямством и нежеланием трудиться. Я уже хотела отказаться от работы с
ним. Но вот мой ассистент Михаил Соломонович Гуревич оказался терпеливее меня и нашел ключ к этому мрачному типу. Он брал его за лапы и водил, водил, заставляя ходить на задних
лапах,  кружил,  напевая мелодию вальса,  или заставляя стоять не двигаясь.  Первой удачей Михаила Соломоновича был день, когда он повел Чарли работать без поводка и тот не удрал, а
поплелся за ним. Ассистент мой, бывший циркач, уже очень пожилой человек, был большим оригиналом. 
В прошлом ему приходилось,  готовясь к съемкам,  иметь дело с разными животными:  с мелкими зверюшками, птицами, собачками и даже с медведями и львами.
Нельзя сказать,  чтобы эта разнообразная дрессура и общение всегда хорошо для него кончались. Время от времени его царапали, кусали, грызли — иногда это кончалось больницей.
Меня весьма удивляло,  что Михаил Соломонович на все приемы дрессировки подавал собакам одну и ту же команду:  «Але,  алери!»  Правда,  однообразие в одном заменяло
разнообразие в другом — Михаил Соломонович широко пользовался интонациями. Чарли он
командовал на каких-то особенно высоких и визгливых нотах.
Собаки относились к нему покровительственно (даже когда он в сердцах кричал им: «Я
же сказал,  я же сказал!»),  с некоторым пренебрежением.  Они больше любили работать со
мной, но Чарли всегда предпочитал Гуревича. Любопытно, что вопреки всякой логике собаки
у него все-таки знали, когда и что нужно делать.
Шли дни за днями, казалось, что сдвигов в работе у Чарли не видно. Но вот однажды на репетиции пес поднялся на задние лапы и пошел, а мы с удивлением увидели, что он уже умеет
танцевать. Правда, танцуя, Чарли сохранял безучастное выражение морды и очень походил на заводную игрушку.  Отличался он от игрушки разве только тем,  что игрушка сразу после завода вертится быстрее, а пес наоборот — вначале раскачивался и ходил медленно, а потом
начинал двигаться все быстрее.
Был у нас еще один замечательный пес —  дворняжка Люкс.  Ростом он был крупнее
остальных собак, а возрастом младше всех, ему было десять месяцев. Весь белый с розовым отливом, лохматый, с черными глазами, с необычайно веселой и выразительной мордой,  пес
сразу понравился мне. У Люкса были очень подвижные уши,  он их то ставил оба вместе,  то лихо закидывал назад. На концах ушей были милые кисточки, а над глазами —  удивительно
длинные, похожие на еловую ветку ресницы. Были у него еще очень забавные усы и борода.
Благодаря подвижности ушей его морда все время меняла выражение:  то это было удивление простачка,  то восторг от всего сердца,  то ужас или грусть,  даже стеснение и
неловкость.
Нам очень повезло с Люксом.  Он был талантливой и очень трудолюбивой собакой,  с непосредственным восприятием мира, что весьма соответствовало роли Барбоса в фильме.
И его собачья судьба была тоже необычная. Люкс — найденыш. Девочка подобрала его на улице совсем маленьким щенком, выкормила, вырастила. Когда пес подрос, она пришла на
дрессировочную площадку посмотреть,  чем занимаются умные породистые собаки в школе. 
Там я и приметила ее, стоявшую в сторонке вместе с Люксом. А после того как я увидела его реакцию на окружающее, увидела, как он двигается, не оставалось сомнения в том, что пес для
нас — находка.
На следующий день Люкса привели на студию. Режиссеры, художник и вся группа были от него в восторге. С собаками Люкс подружился быстро, Мишке же стал подчиняться, уважая в нем старшего. Люкс был добрый и веселый малый, а Мишка — хитрый, себе на уме. Умел угождать, где нужно, людям, умел работать напоказ. Приметил он, например, что всем очень нравится, как он охраняет съемочную площадку. Всех работников своей группы он отлично знал,  и как только огораживали площадку и ставили осветительные приборы, Мишка рьяно принимался за свое дело. Стоило только постороннему человеку забрести за веревку, как он
яростно кидался, лаял и иногда даже хватал за штанину. Наших мужчин это забавляло, и они всячески поощряли Мишку.  Тогда Мишка начал учить охране и доброго Люкса —  одномувсе-таки бывает страшновато.
Мишка с Люксом очень привязались друг к другу. Случалось, Мишка устраивал Люксу сцены ревности,  когда тот отбегал к соседнему забору пообщаться с местным собачьим населением. Вернувшись, Люкс подбегал сразу к Мишке с извинениями, а тот отворачивался и не желал разговаривать. Но ссоры были недолги, а после них собаки еще нежнее относились друг к другу.
Мы очень долго отрабатывали эпизод с подкидной доской. По сюжету собаки смотрят телевизор, где показывают цирк, и хвастливый Бобик уверяет, что ему так прыгнуть ничего не
стоит:  «Але,  хоп!»  —  и все.  Барбос приносит тогда ему из кухни гладильную доску, укладывает ее на диванный валик, который кладет на пол, а сам забирается под самый потолок по книжным стеллажам и оттуда, готовясь прыгнуть, кричит: «Але, хоп!»
Во время репетиций доска была наглухо прибита,  а высоту Люксу увеличивали постепенно. Собаки привыкли и совсем не боялись работать на подкидной доске. На съемках мы этот эпизод прозвали «смертельный номер» и очень за него тревожились, так как не знали,  на какую высоту подлетит Мишка и успеет ли оператор заснять этот сложный эпизод с одного дубля.
Мы были уверены,  что второй раз после неожиданного удара об пол Мишка уже не прыгнет.  Однако,  работая с животными,  трудно предвидеть,  что и как получится…  Так и в
этот раз случилось неожиданное. Люкс прыгнул, доска подбросила Мишку вверх — и тут же он плюхнулся на пол.  Но вместо испуга Мишка страшно разозлился и выдал Люксу такую
трепку, что тот ошалел. Мишке показалось, что Люкс все напутал, не так прыгнул, а он из-за этого полетел.
Благодаря такому неожиданному повороту мы смогли снять еще один дубль. Но после второго падения Мишке уже не казалось, что Люкс в чем-то виноват, он уже не заблуждался на наш счет и,  поджав хвост,  разобиженный и оскорбленный,  забился под стол.  Нам было очень стыдно и жалко бедного пса, но что поделаешь!..
Пятиминутное купание, короткий отдых — и снова на съемку.
Очень утомляют собак нудные статичные планы, где подолгу нужно сидеть или стоять на одном месте, соблюдая при этом нужное выражение «лица». Даже работяга Люкс к концу дня
так уставал,  что уже не в состоянии был удивляться или восхищаться.  Тогда приходилось изобретать все новые и новые раздражители для него.  К этому подключалась вся группа:
художник виртуозно свистел,  Гуревич пел колоратурным сопрано,  дядя Петя,  пиротехник,  каркал вороной,  кукарекал,  квакал,  кто-то появлялся с кошкой,  кто-то надевал на себя медвежью шкуру, — одним словом, зайдя к нам в павильон, можно было смело подумать, что попал в сумасшедший дом.
На одной из таких съемок, когда Люксу требовалось удивляться, залезая на телевизор и заглядывая вниз якобы на экран,  нам пришлось прогуляться в зоопарк и принести оттуда маленькую черепашку, так как все наши ухищрения под столом на Люкса уже не действовали. 
Черепашка не только удивила Люкса,  но и привела в восторг,  он даже устроил вокруг нее пляску.
Много стараний пришлось приложить, чтобы заставить собак добровольно лезть в ванну.  По сюжету они моются после того,  как Люкс пролил на Мишку сметану. Обе собаки очень
любили купаться в речке, но мытье в ванне они считали для себя большим унижением и делали это с несчастным видом.  От Люкса в этом эпизоде даже отказались,  до того у него был скорбный вид.
Но, несмотря на все трудности, собаки очень любили сниматься. Когда отсняли картину,  собак еще некоторое время держали на студии, на всякий случай. Их хорошо кормили, и они целый день проводили в саду студии. Псы так скучали, что не находили себе места, забегали в наш павильон, недоумевали, куда девалась их квартира, забегали в группу, скулили…
Как-то утром собаки гуляли в сквере,  а в чужом павильоне отворили дверь —  былоочень жарко.  И вдруг псы услыхали знакомую команду:  «Внимание,  мотор!»  Собаки опрометью кинулись в павильон, влетели в кадр и привычно замерли. Хотя они испортили на чужой картине дубль,  никто на них не сердился.  Было смешно и грустно смотреть на этих энтузиастов,  которые ни за что не хотели смириться с тем,  что они отыграли свое,  могут
отдыхать и больше уже не нужны.
Мы с режиссером несколько раз брали собак и выступали на киносеансах,  по телевидению, в школах.
Люкс поменял хозяев, так как девочке не разрешили держать его в общежитии. Там пес
выл и лаял. Он избаловался в кино и уже не хотел, как прежде, сидеть привязанным к батарее один целый день. На студии нашлось много охотников взять его, и пес попал в очень хорошие
руки, как выражаются собаководы. Теперь ему живется — как Бобику в носовской сказке.
Люкс снимался еще в нескольких картинах и всегда успешно. Вы можете увидеть Люкса в фильме «Дай лапу, друг», где он играет примерного ученика в собачьей школе.
Несколько труднее его узнать в картине «В городе С», так как он играет собаку-клоуна и на нем надет черный костюм с белым жабо и бархатная шляпа с пером.  Играет он старого больного пса, которому тяжко достается кусок хлеба.
Вот какую блистательную артистическую карьеру в кино сделал Люкс —  простая дворняжка без роду и племени.

КУРС ОБЩЕЙ ДРЕССИРОВКИ

Что необходимо в дрессировке
Очень часто заинтересованность в работе зависит от правильно и своевременно поданных поощрительных команд.  Если в работе с собакой не поощрять ее лаской и лакомством,  то
постепенно собака может утратить всякий интерес к работе —  будет безучастна,  вяла и невнимательна.
В дрессировке очень важно, чтобы самым сильным раздражителем для собаки был сам дрессировщик.  Поэтому нужно заботиться,  чтобы вначале отработки приемов было мало отвлечений,  посторонних звуков,  незнакомых людей,  других животных,  чтобы была благоприятная погода,  температура воздуха.  Собака должна быть здорова и выгуляна.  В противном случае может возникнуть так называемое внешнее торможение,  при котором
собака уже не будет реагировать на приказания дрессировщика. Когда же приемы отработаны хорошо и четко,  можно вводить постепенно ряд усложнений.  Внешнее торможение часто
наблюдается в процессе дрессировки и легко устранимо.  Но иногда может перейти в запредельное торможение. Если собака сильно испугалась выстрела или жестокого обращения
дрессировщика, а иногда просто от перегрузки, у нее может наступить состояние запредельного торможения.  Собака не выполняет никаких,  даже хорошо знакомых ей команд.  Бывает,  что состояние запредельного торможения возникает у собак на продолжительное время и трудно
преодолимо.
В дрессировке необходимо учитывать тип высшей нервной деятельности собаки. 
Определение и научную характеристику типов ВНД у собак дал нам И.  П.  Павлов.  Он определил четыре основных типа ВНД.
Сильные типы — холерик, сангвиник, флегматик.

Слабый тип — меланхолик.

Прием хождения рядом
Нам нужно добиваться,  чтобы дрессированная собака ходила у нашей левой ноги на
поводке или без него;  не отклонялась бы вперед,  назад,  в сторону,  занимая правильное
положение,  когда ее голова находится впереди бедра дрессировщика.  Надо,  чтобы четко
реагировала на все повороты (кругом,  налево,  направо)  при движении на месте.  Умела бынаходиться рядом с дрессировщиком при любом изменении темпа движения. При остановке
усаживалась бы самостоятельно.
Приступая к обучению этому приему,  на собаку нужно надеть два ошейника:  мягкий
кожаный и строгий колючий —  парфорс,  с двумя забитыми звенчиками,  приходящимися на
гортань собаки. Строгий ошейник нужно закрепить, чтобы он не рассыпался, продев через него
кожаный или сыромятный ремешок. Вместо слабой цепочки можно продеть твердый ремешок
с кольцом.  Ремешок или цепочка с кольцом должны ходить свободно,  чтобы при рывке
ошейник сразу затягивался.  Мягкий ошейник надевают на собаку выше строгого,  чтобы
можно было быстро и легко перестегивать поводок с одного на другой.
Некоторым собакам нет необходимости отрабатывать этот прием с колючим ошейником. 
Другим собакам он нужен не всегда.  Есть такие собаки,  у которых добиться хорошего
выполнения приема без парфорса невозможно.
Два ошейника вам будут необходимы на занятиях,  чтобы чередовать прием «рядом»  с
другими приемами, где вам будет нужен только мягкий ошейник.
Посадив собаку у левой ноги, вы пристегиваете к парфорсу карабин от мягкого поводка
и начинаете движение по прямой линии.  Сойдя с места,  хлопните себя по левому бедру и
давайте команду «рядом».  Поводок у вас в правой руке,  левой вы его только легко
поддерживаете.  От ошейника собаки до руки поводок должен свободно висеть.  На каждое
отклонение в сторону,  вперед или назад от левой ноги вы сначала отвечаете командой
«рядом!»,  соответствующей при этом интонацией,  а затем делаете рывок поводком.  После
рывка поводок опять же провисает свободно.
С первых же занятий в правильном положении собаку должна держать команда,  а не
натянутый поводок. После рывка собака непременно какое-то время пойдет с вами правильно.
Поощрить ее оглаживанием и командой «хорошо».  На первых занятиях рывки приходится
давать часто,  однако,  чтобы не затормозить собаку,  необходимо учитывать ее тип. Избежать
состояния торможения у собаки поможет своевременное поощрение,  оглаживание собаки. 
Помните,  что в начале прохождения приема надо часто похваливать собаку.  Больше
похваливайте за правильное положение.  Ни в коем случае не позволяйте собаке натягивать
поводок.
Собака за время общения с вами привыкла ощущать натянутый поводок,  он как бы
служит ей привычной меркой возможного отхода от хозяйской ноги.  Вы тоже стерпелись с
этим;  легче держать возле себя собаку именно этим же натянутым поводком.  Теперь
натянутый поводок может остаться только при выгуле собаки по команде «гуляй».
В остальное время,  даже на прогулках, необходимо закреплять навык хождения рядом, 
так же как и на занятиях. Необходимо, чтобы в требованиях к собаке не было бы различия и
расхождений. Одно дело — на занятиях, а другое дело — в быту на улице. Мне приходилось
наблюдать, как уже сдавшие экзамен собаки в повседневной жизни, на прогулках продолжают
тянуть и дергать своего хозяина из стороны в сторону.  Дабы не случилось того же с вами,
будьте одинаково требовательны к своему ученику повсюду.
Движение с места начинайте резко, чтобы сконцентрировать внимание собаки на себе, и
идите бодрым,  несколько ускоренным шагом.  Этот темп хорош поначалу,  чтобы привести
собаку в рабочее состояние.  Пройдя с ней по прямой линии,  сделайте несколько поворотов
кругом не слишком резко, чтобы собака сумела поспеть за вами без рывка. Но если она делает
поворот нечетко,  то рывок следует дать.  После нескольких минут хождения остановитесь и
скомандуйте:  «Сидеть!».  Похвалите,  огладьте собаку и дайте ей лакомство.  Так следует
повторить за одно занятие несколько раз.
На повторных занятиях введите повороты на ходу налево и направо.  При правильном
обучении, учитывая индивидуальные особенности собаки, вы через несколько занятий совсем
забудете о рывках и убедитесь, что собака научилась ходить с вами рядом.
Все же не обольщайтесь раньше времени и закрепляйте полученный результат. Удлинняя
расстояние,  чаще делайте повороты на ходу,  приучите собаку бежать с вами рядом на
провисшем поводке. Научите также поворотам на месте и правильной при этом — параллельноноге — посадке.
Поворот кругом с собакой легче делать через правое плечо как на ходу, так и на месте. 
Если ваш питомец забегает все время вперед,  то следует команду подавать в угрожающей
интонации и подкреплять ее сильным рывком.  Если же пес склонен несколько отставать при
движении,  а рывки,  даже легкие,  приводят его в угнетенное состояние,  то следует ускорить
темп движения и больше похваливать вашего ученика.  Таким собакам можно давать
повторные команды, не подкрепляя рывком, а, наоборот, произнося их ласково и ободряюще.
После того,  как ваш ученик на провисшем поводке научился ходить рядом с вами и
четко делает повороты на ходу и на месте,  вам следует бросить поводок на землю.  С
брошенным на землю поводком нужно провести несколько занятий. Если пес ходит рядом по-
прежнему хорошо,  то можно поводок отстегнуть совсем и начать хождение рядом уже без
поводка. Если вы отстегнули поводок от собаки, которая хорошо усвоила все предыдущее, то
этот переход будет совсем незаметен.
Но есть собаки,  плохо усвоившие,  что от них требовал дрессировщик,  но хорошо
уразумевшие, что все неприятности существуют, пока существует поводок; освободившись от
него, они сразу же выходят из повиновения. Чаще других пород этим грешат боксеры. Значит, 
им следует дольше заниматься на поводке, затем дольше ходить с брошенным поводком.
В особо трудных случаях для закрепления приема можно прицепить короткий шнурок к
парфорсу, чтобы собака его почти не замечала. Таким собакам, которые только и ждут, когда
щелкнет карабин,  чтобы,  освободившись от поводка,  начать веселиться,  нужно прицепить
шнурок,  пройти на поводке один квадрат,  затем нарочито громко отстегнуть поводок,  давая
повод собаке прыгнуть в сторону. Как только пес прыгнет, надо сразу дать сердитую команду
и сделать сильный рывок шнурком на себя. Если при отстегнутом поводке будет повторяться
то же самое,  нужно очень усилить свое внимание и снова,  пристегнув поводок,  начать все
сначала.
Во время проведения испытаний по КОДу мне пришлось наблюдать, как один любитель-
дрессировщик хотел обмануть судей.  Экзамен происходил на лугу,  собака как пришитая
ходила у ноги своего дрессировщика,  четко делала все повороты,  но,  когда они пошли в
противоположную от меня сторону, я заметила, что от ошейника что-то тянется по земле едва
заметное.  Поняв,  что это легкий шнурок,  я попросила его снять,  но владелец попытался
сделать вид,  что не услышал моего замечания,  и только при повторном окрике ему все-таки
пришлось отвязать шнурок. Как только был отвязан шнурок,  собаку как ветром сдуло.  Она
начала выделывать перед хозяином разные кренделя, желая, чтобы он, как всегда, стал за ней
носиться. Раздосадованный владелец мрачно проговорил:
— Я так и знал! Вот попробуйте теперь ее поймать!.. А ведь она все умеет и так хорошо
может слушаться!
Собаку, конечно, с испытаний сняли.
Окончательная отработка и отшлифовка приема «рядом» происходит уже без парфорса, 
только на мягком ошейнике, без поводка, со всяческими усложнениями приема. Если первые
уроки без поводка вы отваживались проводить только на площадках или дворах,  то
последующие нужно переносить сначала на глухие, а потом и многолюдные улицы.
Бывают собаки слишком возбудимые или испорченные неопытными владельцами, 
искусственно развивавшими в щенке чувство злобы.  Такие собаки после сильного рывка
строгим ошейником обращают свою злобу на хозяина, попросту говоря, начинают его кусать. 
В таких случаях требуется надеть на собаку глухой намордник и терпеливо и настойчиво
продолжать занятия. Вскоре такой неуравновешенный пес поймет, что рывки следуют только
за нарушение, и реакция на них станет правильная и спокойная. Тогда намордник нужно снять. 
Важно,  чтобы собака никогда не замечала вашей робости перед ней.  В данном случае
намордник и был надет, чтобы подчеркнуть ваше превосходство и силу.

Прием посадки
Прием посадки, как и приемы стояния, имеют одну и ту же цель — выработать у собакиопределенный условный рефлекс на команду и жест,  закрепить хорошую выдержку в одном
положении и на одном и том же месте.
Все эти приемы будут крайне необходимы в дальнейшей дрессировке.
Совсем необученной собаке вы даете команду «сидеть»,  затем подкрепляете команду
непосредственным раздражителем — нажимом левой руки на крестец, а правой рукой делаете
поводком рывок вверх.  Таким образом вы усадили собаку.  Похвалите ее и дайте ей
лакомство.  Следите,  чтобы собака не меняла положения без вашей команды.  На первых
занятиях сажайте ее рядом с вашей левой ногой, а выдержку делайте совсем незначительную.
Через несколько занятий вы убедитесь,  что ваш ученик уже в какой-то мере усвоил
прием. Дергать его уже нет необходимости, остался только легкий рывок, как бы подсказка. А
вскоре и этого делать не придется. Собака станет самостоятельно садиться по одной команде;
тогда начинайте приучать ее к выдержке. Усадив собаку рядом с собой, медленно отходите от
нее (повторив команду «сидеть»)  на длину поводка,  который вы держите в левой руке.
Отходить вначале надо, обернувшись лицом к собаке. Если вы заметили, что собака начинает
менять положение,  дайте ей строгую команду «сидеть».  В крайнем случае —  подойдите и
усадите ее.
Первоначально делать выдержку на 5-10 секунд. Потом подойдите к собаке, похвалите ее
и дайте лакомство. Постепенно увеличивайте время выдержки,  удлиняйте расстояние отхода
от собаки. Добейтесь,  чтобы собака отпускала вас сначала на длину поводка,  потом поводок
бросьте на землю и отойдите немного дальше. Выдержки на командах следует чередовать со
свободным состоянием или хождением рядом.
Старайтесь сразу добиваться у собаки правильной посадки.  Многие молодые собаки
любят садиться, как щенки, подгибая под себя лапу. Если сразу не обратить на это внимания,
то неправильное положение при посадке закрепится и дальше.  При укладке пес тоже будет
стараться завалиться.  Владельцы бывают довольны уже тем,  что собака выполняет прием, 
считая завалы мелочью. Тем не менее неправильную посадку или укладку, уже закрепленную,
очень трудно бывает исправлять. Если ваш пес садится неправильно, не ленитесь каждый раз
его поправить.
Частым явлением бывает срыв с места.  В этом случае,  повторяя строго команду: 
«Сидеть!  Место!»  —  вы наказываете собаку рывком «строгого»  ошейника в сторону
оставленного места. Чем требовательнее вы будете, тем скорее прекратятся срывы.
Нужно не забывать,  что возбудимые собаки требуют более постепенной и терпеливой
отработки, выдержки и отхода на дальнее расстояние. После того как собака усвоила прием,
старайтесь не приучать ее к повторным командам. Если первую команду пес не выполнил, то
следующую,  произнесенную в угрожающей интонации,  необходимо всегда подкреплять
рывком.  Тогда он не будет зевать и глядеть по сторонам,  делать вид,  будто он ничего не
слышит.

Прием укладки
Приучить собаку к укладке нужно после того, как она научилась садиться.
Отработка приема здесь такова:  собака сидит около вас слева.  Вы даете команду
«лежать», левой рукой нажимаете ей на холку, а правой тянете за поводок книзу или правой же
рукой вытягиваете передние лапы собаки.  Когда вы таким образом уложили ее,  не снимая
руки с холки, похвалите и приласкайте пса. Можно также вместо рывка держать в правой руке
лакомство и манить им,  заставляя морду собаки нагибаться все ниже;  как только пес лег,
наградите его этим лакомством.  Прием укладки усваивается несколько труднее и дольше,
нежели посадка.
На первых занятиях собаки иногда начинают упираться и не хотят ложиться.  Не
смущайтесь этим.  Бывает,  что собака под сильным нажимом или рывком,  не желая
подчиняться и не понимая,  что от нее хотят,  переворачивается на спину,  барахтается, возмущенная вашей настойчивостью, бывает, даже огрызается. Не обращайте на это внимания. 
Похвалите ее, повторяя: «Хорошо, лежать». Этим вы обескуражите собаку. Поверьте, собаке
очень неудобно долго лежать на спине, и она очень скоро сама примет правильное положение.
Похвалите ее еще раз и не сомневайтесь,  что в дальнейшем вам не придется тратить особых
усилий на ее укладку.
Следует помнить,  что дана команда,  значит,  никаких поблажек —  собака должна лечь! 
Скоро поняв,  что сопротивление бесполезно,  она будет покорно укладываться,  едва вы
положите руку на холку или слегка дернете за поводок.  Команда всегда должна
предшествовать рывкам и нажимам. Так быстрее закрепится рефлекс.
Когда по команде собака стала выполнять прием, начните отходить от нее, действуя так
же, как и при отработке посадки. После того как из положения сидя собака усвоила укладку, 
нужно приучить ее укладываться из положения стоя.  Отходя от собаки,  начните сочетать
команду с жестом (жест укладки дается так: вытянув вперед правую руку на уровне плеча, не
сгибая, опускаете ее ладонью вниз).
Чтобы собака подползла к вам,  не отходите от нее дальше чем на расстояние длины
полутораметрового поводка до тех пор,  пока она не будет хорошо сохранять место,  а
выполнять прием станет от первой команды и жеста.  Затем можно постепенно начать
увеличивать расстояние и время на выдержке.  Когда команды посадки и укладки будут
хорошо знакомы собаке, можно начать чередование команд из посадки укладку и из укладки
посадку, и так несколько раз.
Не давайте псу разваливаться и требуйте соблюдения работы на одном месте. Для этого,
как только вы стали отходить от собаки,  нужно оставлять перед ней какой-либо предмет
(намордник,  второй поводок,  свою шапку,  сумку) —  для обозначения места,  у которого ей
следует находиться.  Этот предмет служит как бы рубиконом,  за который собака не должна
переходить.
Когда по длине короткого поводка собака стала хорошо выполнять команды,  нужно
начать с ней работать на удлиненном поводке, но прибавлять расстояние незаметно, по одному
шагу.  Если вы отходите от собаки только для закрепления выдержки,  то можно отходить
несколько дальше, а при чередовании команд расстояние нужно опять укорачивать.
Увеличивая расстояние, не выпускайте при этом из рук поводка, чтобы у вас оставалась
возможность при невыполнении собакой первой команды вторую подкрепить рывком,  не
подходя к ней. Так вы добьетесь хорошей четкости при выполнении приема. Следите за тем,
чтобы положение собаки было правильным,  чтобы не было завалов (когда собака подгибает
под себя задние лапы).

Прием стояния
Приучать стоять по команде следует после того, как собака усвоила посадку и укладку,
когда вы добились от нее хорошей выдержки на эти команды.  Собака безотказно должна
принимать положение стоя из всех других положений по команде и жесту дрессировщика на
расстоянии 15 метров, не сходя с места.
Собака сидит рядом с вами, а вы командуете ей «стоять». Левой рукой приподнимаете ее
под живот, а правую держите близко к ошейнику, чтобы пес стоял спокойно. Как только ваш
ученик замер в положении стоя, похвалите его. Так, ставя по команде собаку у левой ноги, вы
занимаетесь несколько дней. Но вот вы заметили, что ваш питомец уже поднимается сам, едва
вы ему дали команду и чуть поддернули за поводок.  Тогда начните требовать от него
выдержки в положении стоя, — отходя всего на несколько шагов и не отпуская его с поводка.
После того как у собаки закрепилась выдержка в положении стоя,  ее следует приучать
теперь становиться по команде уже на расстоянии поводка. Для этого, оставив собаку сидеть на
месте, отойдите от нее на длину поводка и после небольшой выдержки дайте команду «стоять» 
одновременно с жестом правой руки (правую руку резко поднимаете ладонью вверх — жест,
который будет напоминать собаке подъем ее под живот).  Если собака сама не встанет,
подойдите к ней и приподнимите ладонью правой руки под живот. Очень важно следить за тем,чтобы собака не придвигалась к вам. Если все же на команду «стоять» собака двигается, нужно
рывком парфорса поставить ее на прежнее место.
Отработка команд
Команду «стоять»  собаки начинают различать значительно позже других команд.  Эта
команда —  самая трудная для отработки.  К тому же,  стоя,  собаке легче всего сорваться с
места. Начинающие дрессировщики на первых занятиях не обращают должного внимания на
то, что собака стоя вертится, продвигается вперед и не сохраняет место. Весьма существенной
ошибкой является и то, что дрессировщики, довольные хорошей отработкой команд, чередуют
их, часто сменяя одна другую. Едва собака успела выполнить команду «сидеть», ей уже спешат
дать последующую команду —  «лежать».  При этом очень скоро собака начинает выполнять
все приемы посадки, укладки, стояния, не дожидаясь команды дрессировщика.
Но если собака стала на занятиях вялой,  невнимательной,  часто делает все невпопад, 
выражение морды грустное,  в глазах тоска или безразличие ко всему, —  значит,  вы чем-то
сильно переборщили и не сумели заинтересовать собаку работой. Нужно взять под контроль
свое поведение и внимательно присмотреться к ученику,  чтобы разобраться,  что его так
затормозило.  Следует сделать перерыв в работе,  а также изменить некоторые методы
дрессировки,  не подходящие к этому типу собаки. Может быть,  придется изменить все свое
обращение с ней.  Мне,  к сожалению,  иногда в ответ на вопрос:  «Зачем вы так грубы и раздражительны со своим питомцем?» — приходится слышать: «А он иначе не понимает, с ним
иначе нельзя».  Это неправильно.  Следует помнить,  что при ровном,  ласковом обращении с
животным оно всегда быстрее все усвоит, будет лучше работать, будет для вас на все готово. 
Дрессировка в этом случае и для вас и для него будет огромным удовольствием. Собака очень
чутка в оценке справедливости,  наказания или поощрения.  Спокойное,  но вместе с тем
требовательное, ласковое обращение с собакой будет залогом успеха.
Когда собака научится четко выполнять приемы «сидеть», «лежать», «стоять», усложните
работу собаки.
Вернемся все-таки к команде «стоять». После того как у собаки отработана выдержка в
положении стоя,  вы можете чередовать команды из разных положений на удлиненном
поводке.  Не смущайтесь,  что еще потребуется некоторое время,  прежде чем собака станет
самостоятельно,  без напоминания поводком,  становиться.  Случается,  что собака научилась
вставать из положения лежа, а из положения сидя требует подсказки или наоборот. Чередуйте
место и время работы. Замените строгий ошейник мягким, отстегните поводок совсем. 

Уходя от собаки, оставляйте ее в положении стоя.
Удобно чередовать команды в следующем порядке (собака оставлена у места в
положении стоя):
1-й вариант
1. Лежать.
2. Стоять.
3. Сидеть.
4. Лежать.
5. Сидеть.
6. Стоять.
2-й вариант
1. Сидеть.
2. Стоять.
3. Лежать.
4. Сидеть.
5. Лежать.
6. Стоять.Давайте поочередно оба варианта,  иначе собака может запомнить порядок команд и
начать делать все сама.

Собака утомляется,  долго работая,  поэтому не следует давать больше 6–8  команд. 
Выдержки между командами могут быть различные —  от 5  до 15  секунд,  но лучше давать
замедленный темп, чем ускоренный. Например, работу на месте сменяйте работой в движении
или на снарядах, чтобы не утомить однообразием вашего ученика.
Собаки, с которыми терпеливо, не торопясь отработали команды, действуют очень четко
и красиво.  А собаки,  которых дрессировали кое-как и наспех,  долго не могут избавиться от
повторных команд,  продвижения вперед,  завалов и доставляют своему владельцу немало огорчений.

Подзыв
В курсе послушания команда «ко мне», пожалуй, важнейшая из всех.
За невыполнение этой команды собака снимается с испытаний и лишается диплома. Но дело не в этом.
Если пес не подходит безотказно на зов хозяина, может ли хозяин на него положиться? 
Никто не застрахован от всяких случайностей.  Допустим,  вы с собакой гуляете по людной
улице. Встретили знакомого, разговорились и, по рассеянности, выпустили из рук поводок, а
собака решила воспользоваться свободой и побегать на воле. Мало того, что прохожие могут
испугаться, а это само по себе неприятно. Но может случиться и самое худшее —  пес легко
может попасть под машину.
Обучать собаку беспрекословно подходить на зов необходимо не только в часы занятий. 
Команда «ко мне» может понадобиться в любую минуту.
На испытаниях проверяют подход к хозяину из положения сидя и лежа,  а затем из
свободного состояния,  когда собаке дана команда «гуляй».  Как правило,  подзыв с места
бывает отличный, а с выгула собака подходит хуже.
Приучить собаку подходить с места ничего не стоит. Оставили вы ее сидеть или лежать, 
сами же отошли на длину поводка.  Подавайте команду «ко мне»  одновременно с жестом
правой руки (поднимаете руку на уровне плеча в сторону, ладонью книзу и при команде резко
опускаете ее вниз). Любой собаке хозяйский зов давно знаком. Она весело подбегает, и тут ее
следует обвести за поводок вокруг себя справа и посадить у левой ноги.  За подзыв собаку
всегда нужно особенно ласково похвалить,  приласкать и дать лакомство.  Лакомство давать
следует левой рукой,  вынимать из левого кармана или из сумки,  чтобы не приучать собаку
разворачиваться и заглядывать.
Обводя собаку вокруг себя, не нужно вертеться самому, просто перекладывайте поводок
с одной руки в другую — правой подтягивайте собаку, а левой подхватывайте.
Можно научить обходу и таким способом: до подачи команды незаметно взять в правую
руку лакомство,  а после команды «ко мне»,  когда собака уже подбежала,  показать ей
лакомство и,  подманив ее лакомством,  обвести вокруг себя.  После этого дается команда
«сидеть»  и собака получает лакомство.  В тех случаях,  когда собака идет на зов с места
медленно, следует ее поторопить, подтягивая рывочками за поводок. Подзыв следует делать
всегда только на мягком ошейнике. Команда «ко мне», как правило, не должна быть связана с
болевым ощущением.  Хороший подзыв —  это всегда признак хорошего контакта с
владельцем.  Обходить вас собака научится за несколько дней.  Ей будет достаточно только
напоминания. Когда команду «ко мне»  с места собака выполняет охотно,  в хорошем темпе, 
быстро обходит вас и садится,  следует перенести ваше внимание на подзыв из свободного
состояния. Лакомство за подзыв с места давайте уже не каждый раз,  ограничьтесь похвалой
«хорошо, хорошо», а за подход с выгула лакомством награждайте как можно чаще. Вообще с
лакомством придерживайтесь правила:  давать его следует за прием,  плохо еще усвоенный
собакой, а прием, усвоенный хорошо, поощряется лаской и командой «хорошо».Обучая собаку подходить на зов, нужно использовать длинный поводок, не стесняющий
движения собаки.  Подав вашему питомцу команду «гуляй»,  вы отпускаете его на длину
поводка, метров на десять. После того как он немного побегал и порезвился, дается команда
«ко мне», и если пес не сразу подбегает к вам, то вы легонько подергиваете, как бы напоминая, 
что нужно поторапливаться. Вскоре можно длинный поводок бросать на землю, не держа его в
руке. Делается это для того, чтобы было легче поймать собаку в случае ее ослушания и сделать
рывок.
Следите за тем, чтобы рывок не совпадал одновременно с командой.
Когда собака стала хорошо подходить на зов, поводок можно отстегнуть совсем. Чтобы
заставить собаку следить за вами во время прогулки и быстро подходить на зов, можно после
команды «ко мне»  отбегать от собаки в противоположную сторону. Проделав так несколько
раз, вы увидите, что собака стала внимательней следить за вами и, боясь, что вы убежите или
спрячетесь от нее, станет всегда быстро и весело подбегать на зов.
Таким образом, как видите, научить собаку безотказному подзыву не так уж трудно.
Другое дело, если собака уже испорчена дурным воспитанием и хозяину просто страшно
спустить ее с поводка. Убежит — и не поймать, что тогда?
Вначале вы отрабатываете подзыв на длинном поводке,  как я уже говорила.  Только
ошейник такой собаке нужно надеть строгий. Как только дана команда «ко мне», пес помчится
в противоположную сторону от владельца,  но получит за свое ослушание сильный рывок,  а
когда,  опомнившись,  станет все-таки подходить к хозяину,  боясь наказания,  он получит
лакомство и ласку:  «Хорошо,  ко мне,  хорошо!».  Не следует сразу,  как вы дали команду
«гуляй» и бросили поводок, подзывать собаку к себе. Слишком велик соблазн свободы. Дайте
псу насладиться ею. Выждав момент, когда поводок легко схватить, вы подзываете его. После
того как это собака усвоила, поводок можно отстегнуть.
Бывают, к сожалению, и вот такие собачки. Случилось мне однажды вечером проходить
по Мойке, где я увидела довольно большое скопление людей. Приглядевшись внимательней, я
поняла,  что ловят сорвавшуюся с поводка собаку.  Пес был безмерно счастлив неожиданно
доставшейся свободой.  Он носился как угорелый,  затем неожиданными прыжками налетал
сзади на кого-нибудь, на миг заключал его в свои объятия, а затем опрометью несся в сторону, 
как бы дразня:  «А ну-ка,  поймай!». Оторопелый человек не успевал даже поднять руки,  пес
уже,  весело лая,  налетал на дворника,  хватал его за одежду,  затем сбивал с ног
подвернувшегося мальчишку.  Некоторым людям было смешно,  другие бранились,  третьи
пугались.  «Распустили таких страшных собак,  а тут еще дети гуляют; штрафовать их надо!».
Но беглецу наплевать на все эти реплики, погоня только разжигала его, и он не знал устали.
Вот один из дворников привинтил шланг и облил собаку водой,  но ей,  разгоряченной
веселой игрой, совсем неплохо охладиться. Меня ужасно раздосадовала эта картина, тем более
что собаку я сразу же узнала. Это был один из моих учеников, который успешно занимался на
площадке. Пробившись сквозь толпу, я резким окриком позвала собаку к себе. Не успели мы
и глазом моргнуть, как пес, обежав вокруг меня, сидел уже у левой ноги. Может быть, он был
рад встрече? А может быть, дело совсем в другом? И что делать с такой собакой?
Тут было дело и в плохом контакте с владельцем,  и в том,  что собака уже восемь
месяцев не видала свободы, а закончив дрессировку, совсем не тренировалась.
Во время воспитания щенка мы часто допускаем ошибки,  за которые расплачиваемся
позднее, начав серьезную дрессировку со взрослой собакой.
Одной из таких ошибок и была та,  что хозяин гонялся за ней,  стараясь ее поймать,  а
собака принимала это как веселую игру.  «То ли дело —  бегаешь,  все тебе доступно,  а на
поводке туда не ходи, этого не нюхай, не трогай». С тоской приходится подчиняться, а то еще
попадет.  А вот вырвавшись,  пес чувствует себя недосягаемым.  Именно это чувство
недосягаемости и мешает подчинить себе собаку. Контакт с собакой скверный, пес все время
хочет надуть и улизнуть из-под власти поводка, а там будь что будет; семь бед — один ответ! 
Когда же обозленный вконец хозяин поймает свою беглянку, он, естественно, срывает на ней
все зло.  Результат получается обратный.  Веры ему нет.  Ловит,  ловит,  злится,  а когда
подойдешь,  утомленная возней,  то еще и прибьет. Другой раз подойти страшно,  а цену всемобещаниям собака уже знает. Обмануть ее можно только один раз.
Все перечисленные способы при отработке подзыва для таких собак ничто.  Они
становятся чертовски хитры и изобретательны. Отлично разбираются — брошен ли поводок на
землю,  можете ли вы его достать.  На огороженной площадке такой пес вообще может
подходить на подзыв хорошо, хоть он и спущен. А вот воспользоваться настоящей свободой не
грех. И в самый неожиданный момент он ловко сбрасывает с себя ошейник —  и начинается
кутерьма. С такой испорченной собакой следует пойти куда-нибудь на пустырь, где собака не
будет отвлекаться. Поведение ваше должно быть уверенным и спокойным. Сняли с питомца
строгий ошейник вместе с поводком,  на нем остался один мягкий ошейник,  и беззаботно
скомандовали:  «Гуляй!». Пес,  не веря себе, начинает весело гоняться. Пусть себе бегает. Вы
остаетесь спокойны и нарочито равнодушны. Но вот собаке наскучило бегать вдали от вас, тем
более что поведение ваше настолько необычно и странно,  что стоит присмотреться к вам
поближе.  Тем временем,  пока горе-ученик резвится,  вы приготовили из строгого ошейника
такую тяжеленькую «колбаску», сложили ее, замотав поводком. Подождав, когда пес будет от
вас на близком расстоянии,  вы уверенно подаете команду:  «Ко мне!» —  делая это с таким
видом,  будто вам никогда и не приходилось гоняться за своей собакой часами.  Но псу-то
именно сейчас,  когда вы дали наконец привычную команду,  кажется,  что таинственное
поведение хозяина прошло.
Наступили будни,  и сейчас все пойдет,  как всегда.  Стряхнув с себя все сомнения,  пес
делает попытку отбежать от вас подальше,  но вы именно этого и ждали,  и как раз в этот
злополучный миг вы бросаете в него замотанным ошейником, целясь в бок, и даете повторную
команду в угрожающей интонации. Все это свалится на собаку как снег на голову.
Ничего подобного она не ждала,  поэтому первый раз собака просто оседает. Вы же не
торопясь, подойдя к ней, спокойно пристегните поводок, отойдя на несколько шагов, легонько
подтяните ее к себе, ласково повторяя команду. Когда же она обошла вас и села, вы как ни в
чем не бывало оглаживаете ее и поощряете.  Лакомство обиженная и заторможенная собака
может и не взять.  Пройдя с ней немного на поводке,  снова даете ей команду «гуляй»  и
отпускаете ее. Естественно, что тут ей веселиться не захочется. Вы же держитесь так, как будто
ровно ничего не произошло.  Постепенно собака оправится и начнет реагировать на все
окружающее.  Вот тут-то снова дайте ей команду подзыва ровным и спокойным голосом. 
Собака сразу же встанет как вкопанная, а вы повторите свою команду еще ласковее.
А когда она медленно и неуверенно начнет подходить к вам, хвалите ее и считайте, что
все ваши муки позади.  Очень немногим собакам приходится проделывать этот эксперимент
дважды.  Обычно бывает достаточно одного раза,  причем тут совсем не важна сила удара,  а
важна интонация, в которой вы собрали всю силу вашего гнева. Не забывайте, что закреплять
хороший подзыв к вам таким собакам нужно, особенно поощряя лаской и лакомством.
Следует помнить,  что командой «ко мне»  не следует злоупотреблять.  Если ваша
прогулка продолжается примерно час (я имею в виду такую прогулку, где собаке может быть
предоставлена свобода),  то за это время собаку можно подозвать к себе раза три-четыре. 
Каждый раз давая лакомство и отпуская побегать вновь.  Тогда собака будет охотно и
доверчиво подбегать на ваш зов,  зная,  что ваш подзыв вовсе не означает сразу плена на
поводке.  Постепенно начните приучать собаку к выполнению приема в более сложной
обстановке, в разное время суток, чаще меняя места прогулок.
Возвращение на место
Собака должна после выполнения подзыва по команде «место» стремительно вернуться к
оставленным вещам и самостоятельно лечь возле них.
Прием этот,  как правило,  отрабатывается без особых хлопот.  Но все же у собак,
имеющих хороший контакт с хозяином,  бывают некоторые затруднения в отработке этого
приема. Собаке не совсем ясно, куда посылает ее хозяин, зачем гонит от себя, и, в силу своей
привязанности,  уйти от любимого человека ей не так-то просто.  Если ваш пес дома привык
отправляться на свое место по команде,  то ему не составит усилий и на занятиях быстропостичь этот прием. Для того чтобы легче было привлечь внимание вашего ученика к месту, 
положите туда намордник или рукавицу.
Уложив собаку позади вещей,  показав на них,  нужно сказать:  «Лежать,  место». 
Пристегнув поводок к ошейнику, вы отошли на расстояние двух-трех шагов от собаки. После
небольшой выдержки подозвали ее к себе,  а затем опять-таки,  выждав несколько секунд, 
решительно командуете:  «Место!» —  показывая рукой на вещи и делая шаг вперед. Так как
расстояние очень маленькое, то пес сразу же окажется у своих вещей. Скомандуйте теперь ему
«лежать». Когда собака легла,  угостите ее и похвалите:  «Хорошо,  место».  Так,  на коротком
поводке, следует заниматься несколько дней, повторяя эту команду.
Терпеливо напоминайте на месте команду «лежать». Через несколько дней вы удлините
расстояние на поводке и при посыле старайтесь,  провожая собаку на место,  незаметно
отставать от нее.  Если каждый раз собака будет ждать вас или пойдет на место вяло,
останавливаясь и отвлекаясь, —  дайте повторную команду в угрожающем тоне.  Можете
подкрепить ее рывком строгого ошейника в сторону места или дайте собаке сзади шлепок по
задним лапам.  Пес обидится за такое обращение с ним,  но вскоре,  ободренный похвалой и
лаской, забудет свою обиду.
Когда он станет на длинном поводке хорошо бегать на место и будет самостоятельно, без
напоминания, ложиться, поводок следует бросать. Сначала —  чтобы он тащился по земле за
собакой, а потом и вовсе отстегнуть. Бывает, что дрессировщик, не закрепив навык, отстегнет
поводок,  да еще отойдет дальше обычного,  и собака,  весело добежав до середины пути,
поворачивается к вам и как ни в чем не бывало с невинным видом ложится. Другие собаки, 
пробежав полпути,  оборачиваются и,  приостанавливаясь,  как бы спрашивают вас:  «Может
быть, хватит?» Каждый раз будьте непреклонны в своих требованиях. Тогда достаточно будет
одного вашего сердитого взгляда,  даже без повторной команды,  чтобы собака продолжала
свой путь и легла на указанное место. Строго придирайтесь,  чтобы с первых же уроков ваш
питомец выполнял требования укладываться близко за вещью.  Добивайтесь хорошей
выдержки даже тогда,  когда вы уходите из поля зрения собаки.  Это вам пригодится в
дальнейшем при отработке приема «охрана вещи».

Категория: Воспитание и дрессировка | Добавил: gunpdetii058284
Просмотров: 751 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Наши банеры
Обмен ссылками взаимный.
Поделиться ссылкой
MemoriBloggerМистер ВонгLinkedinDeliciousDesign Bump
TwitterFacebookВ КонтактеLiveJournalMySpaceTechnorati
Yahoo! ЗакладкиIdentiDesign FloatJuickNetvibesDigg
Google BuzzLiveInternetМой МирЯндекс.ЗакладкиFriendFeedБобрДобр
MixxTumblrStumbleUponEvernoteRedditPosterous
Одноклассники

Статистика