Вступительная статья
Лидия Ивановна Острецова пишет о собаках. Это, наверное, очень разумно, когда человек пишет о том, что хорошо знает и искренне любит. Лидия Ивановна — первый в Ленинграде мастер спорта по дрессировке собак. Многие ее четвероногие воспитанники стерегут границы нашей страны, охраняют важные государственные объекты, несут службу порядка на улицах Ленинграда, в парках и пригородах. Лидия Ивановна написала две увлекательные книжки: «Мой Акбар» и «Юный дрессировщик». По ее устным рассказам известный ленинградский писатель Юрий Павлович Герман создал сценарий кинофильма «Дай лапу, друг». Да и работы самой Лидии Ивановны каждый из вас может не только прочитать, но и увидеть в кино. При ее помощи созданы фильмы: «Барбос в гостях у Бобика», «Дай лапу, друг», «Зеленые цепочки», «Учитель пения», «Последний день Помпеи», «Свистать всех наверх», «Соленый пес». Участвовала Лидия Ивановна и в создании совместного советско-американского фильма-сказки «Синяя птица». На мой взгляд, в рассказах Л.И. Острецовой существует очень важный для ребят, да и для взрослых тоже, аспект — люди, стоящие за четвероногими героями ее рассказов. Рассказы Лидии Ивановны — о добрых и мудрых людях, о бесконечной любви к окружающей нас природе. Животными Л.И. Острецова увлеклась в детстве. Кого она только не спасала и не воспитывала! Даже змей. И вот это детское увлечение стало в конце концов для нее профессией. Особое внимание Лидия Ивановна уделяет детям и не только потому, что по профессии она педагог. Из своего богатого опыта Л.И. Острецова знает, что душевная привязанность — лучший наставник для запутавшегося подростка, лучший лекарь для так называемых неблагополучных ребят. Они и сейчас собираются у нее, теперь уже взрослые дяди и тети приходят со своими детьми. И все они неуклонно верны заложенному в них Лидией Ивановной чувству ответственности за природу, за меньших братьев наших — бессловесных зверей. Я благодарен Лидии Ивановне за то, что именно она открыла для меня этот мир бесконечно искренних и благородных существ. Говорят, отношение к животным — самый яркий показатель мудрости и благосостояния людей. Думаю, что сейчас уже мало найдешь зловредных, закостенелых собаконенавистников. Хотя есть еще, встречаются этакие нравственные уроды, готовые пнуть ногой своего миллионнолетнего друга и помощника —собаку. В заключение хочу сказать: читайте книжку Лидии Ивановны Острецовой не просто как развлекательное чтение — вдумывайтесь, какой это чудесный и еще мало познанный мир — животные. Радий Погодин
СОБАЧЬЯ ШКОЛА Несколько лет назад мне довелось проводить свой первый «урок» с новой группой собаководов. Площадка была хорошо оборудована снарядами: бумом, лестницей, барьером. Место это — в середине открытое, по краям густо засаженное деревьями — омывалось с трех сторон небольшой, но глубокой речкой. Она служила собакам границей. Сообщение с внешним миром поддерживалось через мостик. Первый урок проходил как обычно: собаки разных пород, но, примерно, одного возраста (10 месяцев — 1,5 года), ничего не желали делать, не желали выполнять команды, не желали подчиняться. Владельцы собак — тоже люди разные и по возрасту и по положению — никак не могли приноровиться ходить с собаками в строю, поворачиваться то налево, то направо. Собаки очень напоминали своим поведением избалованных капризных детей: они ухитрялись, совсем как дети, заваливаться на спину, махать лапами и истошно орать. Были и такие, которые пытались покусывать своих хозяев. Особенно этим грешили две собаки — доберман-пинчер Зевс и боксер Пир. Зевсу очень хотелось подраться с соседом — он брызгал на него слюной, лаял и приплясывал от нетерпения. Хозяйке — женщине очень доброй и тихой, конечно, не справиться было со своим псом. Она все же не пускала его драться и пыталась заставить выполнять команду, но Зевс без всякого стеснения стал кусать ее — он ведь не привык, чтобы его к чему-нибудь принуждали. В таких случаях нужно наказать собаку, чтобы она не смела «поднимать хвост» на хозяина, но хозяйке жаль ударить ее — и она все терпит. Боксеру Пиру не хватает места разместить на буме сразу все четыре лапы, да он вообще не склонен тащиться по буму и прыгать через барьер, на что это ему нужно? Пир не знает, что он очень красив, но ему не дадут медали на выставке, если он не будет дрессирован. Когда собака сопротивляется и пытается укусить, ей следует надеть намордник. У Пира, оказывается, вовсе нет намордника. — Пир ведь у нас очень добрый, это он просто нервничает, — заявил хозяин, сконфуженно пряча руки, искусанные до крови. — Посмотреть сейчас на ваши руки — добреньким его не назовешь, — заметил мужчина, державший рослую, красивую овчарку Дези, которая, в свою очередь, преодолевала бум, доверчиво склонившись на хозяйское плечо. Конечно, всем не сразу и не легко дается «наука», но многие собаки очень стараются. А знаете ли вы, как в первый раз страшно лазать по лестнице, прыгать, ходить по буму? От пережитых волнений хочется отдохнуть и людям и собакам, и, конечно, все с нетерпением ждут перемены. На перемене всех собак отпускают побегать без поводков — свободно. Людям страшно сначала отпустить собак бегать свободно, — они опасаются драк, а многих еще затрудняет поимка своей собственной собаки, которая добровольно к хозяину не возвращается. Среди молодых собак драк почти никогда не бывает: какой дурак будет драться с целой сворой? На перемене собаки лучше знакомятся друг с другом, изобретают различные игры, определяются характеры, появляется необходимая самостоятельность. Робким и тихим собакам достается на первых порах — их катают и щиплют до тех пор, пока они не начнут огрызаться. Особенно попадает новеньким собакам, которые пришли на занятия позже на несколько уроков. Против этих собак сплачивается вся группа, и бедному псу попадает только за то, что он новенький. Зрелище собачьей школы всегда привлекает много любителей. Интересно, — как учат собак? На эту площадку взрослые ходили мало, на мосту висела надпись: «Посторонним вход воспрещен, осторожно, злые собаки!» Но ребят эта надпись не пугала, а скорей влекла. В первый раз, когда я начала занятие, они сидели в сторонке, возле поваленного дерева, тихо и скромно, словно зачарованные. Я не решилась их прогнать. Ребята ушли только после того, как я дала задание на дом и распустила группу. На следующее воскресенье, подходя к площадке, я заметила, что там не одна, а две группы. Одна — та, что была в прошлый раз, а другая… Возле поваленного дерева на пригорке, выстроившись в прямую линию, стояли те ребята, что были в прошлый раз. Правда, теперь их было поменьше, человек восемь, но зато они все были с собаками. Девочка лет двенадцати была с кудлатой белой дворняжкой; скуластый мальчишка держал на цепи рыжего, лохматого пса непонятной породы; еще одна девчушка была с серой овчаркой, были тут и лайчонок, и шпиц, и сеттер, и даже спаниель. Когда я подошла ближе, от них отделилась девочка с серым овчаром и сказала мне, что ребята очень хотят заниматься, но у многих не было собак, а вот теперь они достали собак и готовы начать… На предыдущем уроке я говорила, что занятия будут военизированными, дрессировщики должны быть смелыми, упорными, собранными. Девочка, преодолев смущение, стояла передо мной навытяжку, говорила громко и четко, хотя давалось ей это нелегко; остальные ребята замерли по стойке «смирно». Только сияющие глаза говорили о том, как хотели они меня поразить и услышать слова одобрения. Я была очень растрогана, но сказать мне им пришлось о том, что собак в группы ДОСААФ берут только служебных пород, что за собачью дрессировку приходится платить. Жестоко было разрушать их планы, мечты, но что поделаешь?! Ребятишки сразу сникли, и от их военизации не осталось и следа. Они опять тихо расселись у дерева и стали смотреть. Выгнать их с площадки у меня не хватило духу. Во время перемены они не спускали своих собак, боясь, что их заругают, не заводили знакомств с ребятами из группы, считая, что знакомство надо заводить только на равных. Недолго потерзавшись своей жестокостью, я скоро забыла про ребят и не смотрела в их сторону. Но на другом занятии я снова увидела этих ребят с собаками на своем обычном месте. Такое упорство меня позабавило. Поздоровавшись с ними, я заметила, что псы уже выглядят гораздо опрятнее — вычесаны, ребята держат их на поводках, а не на веревках или цепях, как в прошлый раз. Видно было, что за неделю они не теряли даром времени. Как я узнала позднее, многие собаки были взяты на прокат у соседей, знакомых родителей или у родственников под клятвенные уверения, что собаки зато будут «учеными». У одной девочки был спаниель, которому стукнуло девять лет, — это очень преклонный возраст вообще, а для дрессировки тем более. Пес этот когда-то успешно охотился за водоплавающей дичью, а теперь, «уйдя от дел», сильно располнел, что, как известно, тоже не способствует занятию спортом. Разные собаки, да и ребята тоже совсем разные по возрасту. Когда я дала команду: «Шагом марш, правое плечо вперед!» — я заметила, что ребята у пригорка тоже пошли строем. Впереди, видно за старшего у них, шел скуластый, крепко сбитый мальчишка с собакой неопределенной породы. Все шли в затылок друг другу, стараясь соблюдать равнение. Ребята старались — они хорошо слышали мои команды и четко их выполняли. Но самое удивительное началось, когда я стала проверять домашнее задание — выдержку собак на посадке, укладку на расстоянии пяти шагов и посадку с апортировочным предметом (поноской) в зубах. Из двенадцати собак в группе хорошо и твердо выполняли приемы только четыре собаки, а остальные кто вовсе ничего не делал, кто делал очень нетвердо. Я стала распекать нерадивых дрессировщиков, твердить им, что без терпения и настойчивости они ничего не добьются, как вдруг заметила, что меня никто не слушает, а смотрят во все глаза на пригорок. А там все ребята стояли в сторонке от своих собак, а те чинно сидели, держа в зубах кто шапку, кто сумку, кто просто палочку. Не было ни одной собаки, не выполнившей приема. Зрелище было исключительное: огромный пес держит сумку, а рядом с ним крохотная собачка поднимает голову, чтобы не касаться земли кепкой хозяина. Ребята гордо поглядывали на всех. Вот, мол, как нужно дрессировать. Особенно приятно было утереть нос двум задавалам из группы — мальчишке с красивой рыжей колли и девчонке с бородатым эрдельтерьером. Я подошла к ним и громко, чтобы слышали все, выразила свое восхищение. С этих пор ребята твердо заняли свои позиции у пригорка и выпросили разрешение проходить по снарядам во вторую очередь после основной группы. Постепенно я ближе познакомилась с ребятами и узнала историю каждого. Некоторые истории я вам расскажу, а пока поведаю о собаках.
КАК И ГДЕ ПРИОБРЕСТИ СЛУЖЕБНУЮ СОБАКУ
Многих затрудняет вопрос, как и где купить породистую собаку. Какую лучше брать? Большую — взрослую или купить щенка? Конечно, взрослую собаку приобрести кажется более завидным, с ней не будет столько возни по уходу, сколько со щенком. Со взрослой собакой не так страшна чума, ведь большинство болеет ею в щенячьем возрасте. Покупая взрослую собаку, видишь, какова она по экстерьеру — какие у нее стати и какую оценку она может получить на выставке. Но зато, приобретая щенка, из него делаешь такую собаку, какую тебе нужно. Воспитывая и выращивая щенка, кроме неудобств по выращиванию, получаешь огромное удовольствие в общении с ним и в процессе его дрессировки. Щенка очень часто покупают для детей с воспитательной целью. И правда, хорошо, когда ребенок растет вместе с домашними животными, особенно с собакой. Очень полезно часть забот о щенке возложить на молодого хозяина, например кормление, прогулки. Совместные прогулки, игры сближают их, дают возможность лучше узнать и понять друг друга. У ребенка появляется чувство ответственности. Очень часто собака меняет интересы ребенка, иногда даже отвлекает от дурных компаний и бесполезного шатания по улицам. В общении оба они становятся увереннее в себе, выносливее, смелее — возникает дружба. Собака, даже щенок, охраняет ребенка, его любовь к ней придает силу и смелость — таким образом, чувство ответственности у них тоже обоюдное. У ребенка в общении с собакой и в процессе ее воспитания вырабатывается характер, воля, настойчивость. Главное же в том, что ребенок, воспитывающий щенка, становится заботливее, правдивее, человечнее. Бабушкам и мамам лучше всего осуществлять только общее руководство — советом, иногда показом. Приобретая щенка, нужно только соразмерять возможности ребенка и собаки не в месячном возрасте, какой вы ее купили, а взрослой. Часто, покупая щенка, родители руководствуются только внешним видом той или иной породы: «Ах, какой миленький щенок, какая красивая собака». Папе, например, очень нравятся кавказские овчарки — отличные собаки, но сыну всего тринадцать лет, а возиться ведь ему. А кавказские овчарки не годятся для содержания в квартире, да и чтобы сладить с ними, нужны большое умение и сила. Мне вспоминается, как на Всесоюзную выставку в Москве привезли с Кавказа такую собаку замечательной красоты. Все любовались псом. По рингу его водили два чабана натолстых цепях. Бывает и так, что собаку покупают для детей, а дети, занятые только собой, уже не в состоянии наладить дружбу с животным, — собака начинает их раздражать, становится обузой. Им уже не дано познать радость общения с животным. В этом случае вся забота неожиданно сваливается на плечи родителей. На первых порах это очень осложняет дело, но потом оказывается только на пользу. Хозяин, занятый делами, приходит с работы поздно — разве он пошел бы гулять на ночь глядя? Конечно, нет. Ну а имея собаку, устал не устал, пойдешь обязательно. Глядишь, сон стал хороший, не нужно снотворное, аппетит тоже улучшился. Кто помог поправить здоровье? Собака. Несколько лет назад ко мне в группу пришел мальчик с очень красивой овчаркой — начал заниматься. Дрессировка у них шла очень успешно. Мальчик ездил на дрессировку с другого конца города, но занятий не пропускал. Через несколько месяцев они с Далилой сдали экзамены и по курсу послушания, и по защитно-караульной службе, получили дипломы I степени и золотые жетоны. Выставочная карьера Далилы была обеспечена — можно было не гоняться на занятия в такую даль. Но мальчик не собирался бросать тренировки. Он стал проходить с Далилой спортивные службы: сдал буксировку лыжника, готовил упряжку для ездовой службы. И тут незаметно подключился отец — нужно было помочь по-новому закрепить шлейку, поправить постромки.
Далила с Валей стали работать в агитбригаде. Но вот Валя ушел в мореходное училище, отец заменил его, стал работать с собакой. Грудь Далилы украшало уже множество жетонов за службу и медалей за выставки, она участвовала в показательных выступлениях. «Одно плохо, — говорил Михаил Иванович, — все свободное от работы время я провожу с Далилой: то нужно на выступление, то в милицейский рейд по охране порядка, жена очень недовольна». «А вы бы и ее брали с собой, Михаил Иванович, — посоветовала я, — тем более на дрессировку по службе подноса легких грузов вам непременно нужен помощник». «Что вы, она ни за что не согласится!» Однако на следующее занятие пришли втроем. Так мама тоже стала заниматься дрессировкой и была этим довольна. Мир в семье был восстановлен. В это же время занималась еще одна семья с доберман-пинчером Тимом. Там было два сына, для них и был куплен щенок, но заниматься с собакой пришлось родителям. Сначала Тима дрессировал хозяин, но он был очень занятой человек — не всегда мог ходить на занятия, да и справиться с крупной, злобной собакой было не всегда легко, тем более, что у хозяина не было правой руки. Сначала жена только помогала мужу, а потом могла заменять его во всем. Такие случаи нередки, когда все семейство становится заядлыми собаководами. Приобрести собаку служебной породы можно в Городском клубе служебного собаководства ДОСААФ. Если вы живете не в городе, то можно списаться с ближним клубом и попросить выслать щенка с оказией или договориться с проводником. Собаку охотничью или декоративную (комнатную) можно приобрести в охотничьем клубе. ВОСПИТАНИЕ ЩЕНКА
Вы принесли в дом месячного щенка. Помните, что это будущая служебная собака, а не игрушка. Не таскайте его на руках, не давайте его тискать детям и ласкать чужим. Первые две ночи щенок может не дать вам уснуть — будет пищать, скучая без матери. Но брать его к себе в постель не следует, а то в последующие ночи он уже будет требовать, чтобы его взяли в постель, и при этом начнет орать так, что весь дом не сможет спать. Щенку сразу же нужно определить постоянное место в доме, где он будет спать, и постелить там коврик или другую подстилку. Кормить также нужно всегда в определенном месте и не давать «покусовничать», — этопортит аппетит и приучает попрошайничать. Но не следует думать, что с маленьким щенком не нужно общаться. Возиться с ним нужно, и как можно больше: ласкать, играть, гулять. Малыш быстро утомляется и много спит в этом возрасте. Кормить его до двух месяцев следует шесть раз в день, а с двух месяцев уже пять раз в день. Гулять надо выводить сразу после кормежки, — это быстрее приучит малыша не пачкать дома. Гулять сначала нужно понемногу и в зависимости от погоды. Если после дождя у щенка замокли брюшко и лапки, дома следует его протереть сухой тряпкой. Как только принесли щенка, приучайте его к своей кличке. Не меняйте ее на разные лады. Бывает, у щенка кличка «Ромбул», а его зовут: Роми, Муля, Ромка, не говоря о том, что еще называют и Зайкой, и Лапушкой, и Рыжим. Вот поди и разберись щенок, как его кличка!.. К кличке можно быстро приучить щенка, подзывая его вовремя кормежки: «Рэм, Рэм, ко мне!» Когда щенок утомился и приваливается где попало, отнесите его на подстилку, говоря: «Место, место!». Часто гуляя и соблюдая режим кормления, вы быстро отучите щенка пачкать дома. Наказывать и бить щенка за это нельзя… На прогулке, отходя от щенка, вы зовете его: «Рэм, ко мне!» Когда пес подбежит к вам, награждаете его лаской и лакомством. У щенка, которого с раннего возраста так приучили подходить на зов, всегда будет хороший подход к хозяину. Не придется за щенком гоняться часами, как случается с теми, кто не дает свободно бегать щенку, ловит его и не приучает к подзыву. На прогулках щенок знакомится с новым для себя миром. Сегодня он увидел кошку, испугался сначала и от страха рявкнул так, на всякий случай, а кошка удрала, и щенок делает для себя вывод: кошек бояться нечего. Завтра ему удалось побегать со взрослой собакой, поиграть с ней — она его учила новым, неизведанным играм: валила на спину, хватала за горло, — было страшно и весело. В таких играх щенок не только закаляется, становится храбрым и ловким, но он еще и познает радость борьбы, азарт погони, хитрость обороны. Приучая щенка к птицам, домашним животным, не следует, однако, разрешать ему преследовать их… Нельзя разрешать кидаться на машины, мотоциклы, это может привести к несчастному случаю. Чтобы щенка отучить преследовать велосипеды, мотоциклы, — попросите знакомого велосипедиста взять в руки длинный прут и, когда щенок погонится за ним, ударить его этим прутом. Это отучит вашего щенка гоняться за транспортом и не причинит ему никакого вреда. На прогулке щенок перестает обращать внимание на резкие звуки, крики, хлопанье дверей, свистки, гудки, выхлопы, раскаты грома. Это пригодится в дальнейшей дрессировке. У щенка должны быть в доме игрушки: березовая чурка, связанная жгутом тряпка, теннисный мяч, большая сахарная кость (кость следует менять время от времени) — этим вы предохраните свою обувь и одежду. Если вы уделяете щенку много внимания, играете с ним и гуляете, а дома один он остается редко, то такой щенок, как правило, не портит домашних вещей. Он предпочитает играть со своими игрушками или, на худой конец, потаскает бабушку за подол, будет налетать на щетку, которой она метет пол, покусает за ноги мальчишек, которые пришли из школы, помусолит старого ленивого кота… А вот щенок, которого оставляют на целый день одного и с которым мало гуляют, конечно, начнет искать себе развлечения сам и, не найдя любимых игрушек, примется за хозяйские туфли, книги, одежду и мебель. Особенно много щенки грызут, когда у них происходит смена зубов, — с четырех до шести месяцев. У меня был знакомый овчаренок, который, оставаясь один, развлекался так: один раз он вытащил связку старых газет и целый день рвал их на мелкие клочки. В другой раз он порвал две пуховые подушки. Потом он вынул из цветочных горшков цветы и разбросал их вместе с землей по комнатам. Достал с окна двухсотграммовую бутылку с рыбьим жиром и пошел ее открывать к хозяйке на постель, скинул покрывало и устроился на новом шелковом пуховом одеяле. Бутылку ему удалось открыть, а вот отпил он из нее мало — весь рыбий жир пролился. Не правда ли, этому псу не откажешь в изобретательности? В два-три месяца щенка следует приучить к ошейнику, а затем и к поводку. Делать это нужно постоянно, отвлекая его игрой и лакомством. Совместные игры и прогулки очень привязывают собаку к своему хозяину. Хороший контакт с собакой служит прочной базой для дальнейшей успешной дрессировки. Во время прогулок и игр двух-четырехмесячного щенка можно приучить к команде «апорт». Бросать палочку или мячик следует не очень много раз. Очень важно, чтобы щенок не рос вором и не таскал со стола. Для этого можно его спровоцировать: положив на край стола кусок колбасы или мяса и делая вид, что вы не следите за ним, подождите, и как только он попытается его схватить — дайте резкую команду: «Фу!» — и шлепните его ладонью. Через несколько дней урок можно повторить. То же нужно делать, только еще с рывком поводка, если щенок на поводке, когда он хватает всякую дрянь у помоек и на улице. Дома, с помощью кусочка лакомства, щенка легко можно приучить к команде «сидеть». Для этого нужно поднять кусочек над его мордой так, чтобы щенок потянулся за ним, и, приговаривая: «сидеть», «сидеть», заставить его сесть. Когда он сядет, дать ему лакомство. Так повторять несколько раз. А через несколько дней щенок будет усаживаться, как только вы поднимете руку и скажете «сидеть». Почти так же легко у щенка вызвать «голос» и приучить давать его по команде. Можно поддразнить щенка лакомым кусочком, повторяя: «Голос!» — и как только он тявкнет, дать ему лакомство. Щенка постарше можно привязать к дереву и начать отходить, повторяя команду: «Голос!». Щенок не захочет остаться один и начнет звать вас лаем. Тогда вы вернитесь, похвалите его и дайте лакомство, а затем отвяжите. Повторяя это упражнение, отходите все меньше и наконец стойте совсем рядом со щенком и требуйте, чтобы он «дал голос». На прогулках щенок всегда привлекает к себе восторженное внимание детей и взрослых — каждый норовит приласкать щенка, погладить, позвать. Не разрешайте этого, а то щенок вырастет излишне доверчивым, разболтанным и плохим сторожем дома. Естественно, что вы ввели в свой дом друга, который будет знать и любить всю вашу семью. Но «главного» хозяина лучше определить сразу. Очень важно, чтобы самое интересное, приятное и хорошее исходило для щенка всегда только от самого хозяина. Ни в коем случае не разрешайте чужим людям кормить щенка или вашим гостям давать щенку лакомства. Если вы хотите, чтобы ваш пес охранял дом, то это нужно воспитывать у него со щенячьего возраста. Когда щенок лает на звонок — его нужно поощрять. Вошел посторонний в квартиру — щенка следует попридержать и даже подтравливать: «Чужой, чужой», а когда он уходит — делать то же самое. Иногда так поступать неудобно, тогда лучше запереть щенка и все-таки поощрять его лай. Если человек пришел к вам надолго, щенка нужно держать, когда посторонний входит и когда уходит, а в остальное время выпускать, но не разрешать приставать к чужому. Делать все это нужно не от случая к случаю, а все время — только тогда ваша собака вырастет хорошим сторожем. Специально злобить и травить щенка не советую, это не дает хороших результатов. Большая нагрузка вызывает у щенка нервозность и страх, а что может быть хуже трусости? Щенки и так робки от природы, и ваша задача — делать из них сильных, спокойных и смелых собак. Очень важно, чтобы щенок усвоил: своих кусать никогда нельзя! Чтобы он был воспитан и знал, что, где и когда можно себе позволить. Если собаку рано начать злобить, а навыков дисциплины не дать, то вся эта злоба пойдет против вас — будет кусать чужих; тут неизбежны скандалы и штрафы, покусы своих, и конец один — продажа собаки в армию или в питомник. Между тем спокойные, сознающие свою силу собаки полезны в работе хозяину и приятны для окружающих. У моих знакомых в семье, где отец очень занят, а у молодой матери грудной малыш, огромной овчаркой Атосом занимается девятилетний мальчик и прекрасно с ней справляется. Сильный, огромный пес совсем не тянет на поводке и слушается, когда мальчик его отпустит. Атос прекрасно охраняет машину и дом. В доме, кроме него, живет еще зеленый попугай Машка. Попугай и собака очень дружны: попугай часто сидит на спине или голове Атоса и чистит ему «перышки», зато Атос снисходительно смотрит на то, что Машка клюет из его миски. Машка иногда стащит со стола печенье и бросит его Атосу. После рождения малыша Атосу запретили входить в спальню, где спит маленький, хотя дверь туда открыта. Каждый запрет очень неприятен, и Атос сидит грустный на пороге комнаты, не входит сам, но и не пускает туда Машку. «Нельзя мне, так и тебе тем более», — рассуждает пес. Атос с удовольствием принимает участие во всех играх с мальчишками. Дети и собака прекрасно понимают друг друга. В щенячьем возрасте собаку можно приучить и к поиску вещей хозяина, что будет необходимо в защитно-караульной службе. Летом щенка нужно приучить к воде. Влезть самому в речку с пологими берегами и ласково манить за собой щенка. Начинать нужно на мелком месте, где щенку не понадобится плыть. Потом можно уже заходить с ним поглубже. Другой способ — бросить у самого бережка любимую палочку и сказать «апорт». Постепенно забрасывать ее все дальше и дальше. Собаки, которых не пугают водой, обычно очень любят купаться. Плавание очень развивает грудную клетку и укрепляет организм собаки, закаливает ее. Прыжками в высоту не увлекайтесь: у щенка еще очень слабые кости, а вот через небольшие канавки прыгать полезно. Ходить по широкой доске тоже можно. Команда во всех этих упражйениях всегда одна: «Вперед!». Регулярной дрессировкой заниматься следует с десяти месяцев или с года, в зависимости от физического развития вашей собаки.
|